Михаил Рогинский «По ту сторону «Красной двери»



  • Михаил Рогинский «По ту сторону «Красной двери»
    Виды экспозиции. Фото © Юрий Пальмин
  • Михаил Рогинский «По ту сторону «Красной двери»
    Виды экспозиции. Фото © Юрий Пальмин
  • Михаил Рогинский «По ту сторону «Красной двери»
    Виды экспозиции. Фото © Юрий Пальмин
  • Михаил Рогинский «По ту сторону «Красной двери»
    Виды экспозиции. Фото © Юрий Пальмин
  • Михаил Рогинский «По ту сторону «Красной двери»
    Виды экспозиции. Фото © Юрий Пальмин
  • Михаил Рогинский «По ту сторону «Красной двери»
    Виды экспозиции. Фото © Юрий Пальмин
  • Михаил Рогинский «По ту сторону «Красной двери»
    Виды экспозиции. Фото © Юрий Пальмин
  • Михаил Рогинский «По ту сторону «Красной двери»
    Виды экспозиции. Фото © Юрий Пальмин
  • Михаил Рогинский «По ту сторону «Красной двери»
    Виды экспозиции. Фото © Юрий Пальмин
  • Михаил Рогинский «По ту сторону «Красной двери»
    Виды экспозиции. Фото © Юрий Пальмин
  • Михаил Рогинский «По ту сторону «Красной двери»
    Виды экспозиции. Фото © Юрий Пальмин

Выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной двери», организованная Фондом Михаила Рогинского в сотрудничестве с CSAR Центром изучения культуры России при Университете Ка Фоскари, в рамках 14 Архитектурной биеннале в Венеции, представляет зрелый период творчества художника (1978-2003). Все эти годы Михаил Рогинский прожил в Париже.
В 1978 году, покинув советскую Россию, художник оказался во Франции в неожиданной творческой изоляции и поэтапно избежал двух опасностей - давления грубой тоталитарной пропаганды и влияния интеллектуальных спекуляций массового искусства. Освобожденный от всего, что могло помешать его работе, в том числе и от желанных вещей – материального благополучия и признания, Рогинский сосредоточился на своем искусстве.
Уникальность проекта в том, что парижский период Рогинского впервые будет представлен наиболее полно, а основное внимание сфокусировано на фундаментальных понятиях живописи - цвете, форме, конструкции.
Выбор такой концепции инициирован основной темой биеннале - «Основы» («Fundamentals»), которую предложил ее куратор – выдающийся архитектор Рем Колхас.
Экспозицию открывает «Красная дверь» (1965) – единственное произведение на выставке, относящееся к российскому периоду Рогинского – самое знаменитое, но и самое непонятое. «Дверь» символизирует прощание с эффектным, но недостоверном, как все мифы, мнении о Рогинском, как об «отце русского поп-арта», как о политизированном художнике, увлеченном умозрительными концепциями.
Организаторы выставки предлагают оставить за дверью путаницу ошибочных определений, избавиться от штампов, вульгаризирующих восприятие искусства, обратиться к его основам. Рогинский представлен здесь во всей многомерности его творчества.
Экспозиция представляет собой повествование о творческой эволюции художника, лейтмотив ее конструкции – путешествие. В нем отсутствует последовательная схема, призванная упростить понимание творчества художника. Цельность общей картины основана не на хронологии, а на визуальном материале выставки.
Концепцию дизайна выставки разработал известный российский архитектор Евгений Асс.
Основная часть экспозиции сопровождается фото- и видеоматериалами, многие из которых впервые демонстрируются открыто.
Выставка состоит из 120 живописных работ и делится на 8 разделов в соответствии с пластическими задачами, которые художник решал на протяжении всей своей жизни:
«Азбука двухмерности»
«Интерьер. Пейзаж. Фигура в пространстве»
«Борьба с «искусством»
«Измерение пустоты»
«Археология конструкции»
«Ткань»
«Предмет и форма»
«Возвращенная живопись»

Инна Баженова, Президент Фонда Михаила Рогинского
«Мы создали Фонд Михаила Рогинского, чтобы сохранить богатое культурное наследие художника, поддержать интерес к нему специалистов и широкой публики, как в России, так и во всем мире. Благодаря активной деятельности вдовы художника, соучредителя фонда - Лианы Рогинской, ведется высокопрофессиональная работа по атрибуции и систематизации наследия Рогинского. Эта выставка – первый публичный проект, которым Фонд заявляет о себе как о международной институции. Выставка не случайно проходит в рамках Архитектурной биеннале в Венеции – широкомасштабного смотра актуальных тенденций мирового искусства. Таким образом, мы хотим подтвердить статус Михаила Рогинского как художника с мировым именем».

Профессор Сильвия Бурини, Директор CSAR:
«Наш интерес в данном случае не ограничивается рассказом о том, как развивался творческий путь великого художника Михаила Рогинского. Ведь его «архитектурный взгляд» может помочь нам уловить сближения, логические связи и различия в контексте (предшествующем становлению концептуального искусства), который и сегодня заслуживает внимательного изучения. Эту задачу CSAR поставил перед собой еще несколько лет назад: критически рассмотреть некоторые узловые моменты российской истории искусств на протяжении двадцатого века, чтобы попытаться выдвинуть новые гипотезы о периодизации, внутреннем дроблении с точки зрения, хотя бы частично несовпадающей с устоявшейся историографической и музеографической традицией».

Михаил Рогинский –один из интереснейших русских художников второй половины ХХ века. Родился в Москве в 1931 году. Учился в Московском городском художественном училище (1946-1950) и в Московском областном художественном училище «Памяти 1905 года» по специальности «художник театра» (1950- 1951). В 50-е гг. работал театральным художником в провинции. В 60-70е преподавал в сначала Московской городской художественной школе, затем в Заочном Народном университете искусств. В 1978 году эмигрировал во Францию.
В советское время участвовал в ключевых неофициальных выставках. Сегодня произведения Рогинского находятся во всех важных экспозициях современного российского искусства, в частных и корпоративных коллекциях.
В 2004 умер в Париже.

Фонд Михаила Рогинского – некоммерческая организация, созданная для сохранения и популяризации культурного наследия русского художника Михаила Александровича Рогинского (1931 - 2004). Фонд основан в 2013 году вдовой художника Лианой Рогинской и коллекционером Инной Баженовой.
Фонд осуществляет культурные проекты гуманитарного, образовательного и благотворительного характера, а также ведет профессиональную деятельность по экспертизе и атрибуции произведений художника.

CSAR (Центр изучения культуры России при Университете Ка Фоскари, Венеция) создан в марте 2011 г. Венецианским Университетом Ка Фоскари и Дирекцией международных программ при поддержке Министерства культуры и Министерства иностранных дел Российской Федерации. CSAR – первый исследовательский центр в Италии по изучению богатейшей культуры России: истории искусств с древних времен до наших дней, а также музыки, кино и театра.

Елена Руденко, куратор выставки. Куратор, историк искусства, арт-критик, автор многочисленных публикаций. Окончила МГУ им. М.В.Ломоносова (1994). 2000-2003 – куратор в Московском доме фотографии (ныне Мультимедиа Арт музей). 2005-2009 – куратор галереи Леонида Шишкина. Сотрудничала с Bildens Hus(Foto Museet), Sundsvall, Sweden; Pierre Arnau dFoundation, Lens,Crans-Montana, Switzerland; Ferrara arte e cultura, Ferrara, Italy. Главный куратор фонда IN ARTIBUS в Москве. Живет и работает в Москве.

Евгений Асс, архитектор выставки. Архитектор. Окончил МАРХИ (1970). Автор большого числа архитектурных и градостроительных работ, проектов интерьеров и выставок. С середины 80-х работал как свободный архитектор, художник и выставочный дизайнер. В 1997 году открыл собственное проектное бюро «архитекторы асс». Начиная с 1973 года, занимается архитектурной теорией и критикой, выступая со статьями и лекциями в России и за рубежом. Лауреат многочисленных премий и наград. Курировал и проектировал выставку «Московский Архитектурный Авангард» в Арт Институте Чикаго (1994). В качестве художника участвовал в Венецианской Биеннале в 1995 году. 2004 -2006 – художественный руководитель Российского павильона на Биеннале архитектуры в Венеции. С 2002- член Европейского Культурного Парламента.

 07 июня – 28 сентября, 2014

 Ка'Фоскари Экспозициони, Венеция

Венеция, Университет Ка'Фоскари