Mikhail Roginsky. Farewell to the ‘Pink Fence’

On 6 September 2016 the IN ARTIBUS foundation opens a personal exhibition of Mikhail Roginsky under the title “Farewell to the Pink Fence”. The project is going to gather more than 40 works by the artist from private collections allowing to get a new look on Roginsky’s oeuvre based on his painterly motif
  • Mikhail Roginsky. Farewell to the ‘Pink Fence’
    Pink fence. Rails. 1963. Oil on canvas
  • Mikhail Roginsky. Farewell to the ‘Pink Fence’
    Mikhail Roginsky. Farewell to the ‘Pink Fence’
  • Mikhail Roginsky. Farewell to the ‘Pink Fence’
    Mikhail Roginsky. Farewell to the ‘Pink Fence’
  • Mikhail Roginsky. Farewell to the ‘Pink Fence’
    Mikhail Roginsky. Farewell to the ‘Pink Fence’
  • Mikhail Roginsky. Farewell to the ‘Pink Fence’
    Mikhail Roginsky. Farewell to the ‘Pink Fence’

“Farewell to the Pink Fence” is an unusual project for IN ARTIBUS. The main exhibit, Roginsky's painting “Pink Fence. Rails” (1963), is not present in the display. Fr om Inna Bazhenova's collection, this work was donated to the Pompidou Centre and is going to represent the artist's oeuvre at one of the world's leading museums — in Paris, wh ere Roginsky lived for many years.

Unlike the large-scale monographic exhibition implemented by the IN ARTIBUS as part of the 14th Architectural Biennale in Venice (2014), the present project comprises a fundamentally different set of works from private collections, that have never been displayed together.

Mihkail Roginsky (1931–2004) have been one of the most radical trailbreakers among Moscow unofficial artists of 1960s. At first glance his paintings don't have complicated byplays, mysteries or puzzles. He depicted simple casual things not being afraid to resemble a painter of the everyday, and the ‘Pink Fence’ is a perfect example.

Pink fence is a persistent motif repeatedly used by the artist. Pink fences, rooms and houses in his works are not to be considered a platitude or an absurd reality of Soviet life which was a fancied theme of many unofficial artists. By painting an object in pink Roginsky created an obvious and simultaneously impossible structure and made it a symbol of being.

Roginsky's pink is not univocal. It is not a metaphor of dreaming, not a hint of looking through pink glasses. His view of life and his works are far from being optimistic, they are rather full of melancholy and pessimism. Frivolous and showy pink in his paintings creates an impression of a false, expressly tinged life.

The artist was playing with a colouritstic metaphor, making his paintings not only a theatre of objects but also a kind of theatre of colour. What he shows is not the black opposed to white, but pink opposed to grey, as the symbols of the dream and the everyday.

Mikhail Roginsky depicted the atmosphere of hope and disappointment of the era not only in his plots or motifs but in the very colours and the matter of painting. Houses, people, kettles, kerosene stoves, fences, trams and chairs are mere actors in the theatre of universe, wh ere are no protagonists or a crowd shot, wh ere every persona is great and pitiful at the same time; and the pink is one of the main characters in this painterly dramaturgy.



***

The Mikhail Roginsky Foundation is a Swiss public foundation created on 21 January 2014 in Lugano by Liana Shelia-Roginskaya, the artist’s widow, and by patron of the arts Inna Bazhenova, with the purpose of preserving and studying the artistic legacy of the Franco-Russian artist Mikhail Roginsky.

The Foundation possesses a large collection of Mikhail Roginsky’s works, which have been handed over to the charge of the Foundation by Liana Shelia-Roginskaya, as well as unique documentary materials from the archive of the artist’s widow.

An important objective of the Foundation is to search out and catalogue Mikhail Roginsky’s works located in both Russian and foreign, private and government collections, and to create an electronic database for their further study. In order to do this, an expert committee is being formed that will include Roginsky Foundation custodians at devisions of late 20th century art of major Russian museums, leading fine art critics, experts and technical specialists. One result of this collaboration will be the publication of a catalogue raisonné of the artist’s works. 

in artibus foundation

Михаил Рогинский. Прощание с «Розовым забором»

6 сентября в фонде IN ARTIBUS открылась персональная выставка Михаила Рогинского «Прощание с „Розовым забором“». Проект объединит более 40 произведений художника из частных собраний, позволяя по-новому посмотреть на творчество автора, отталкиваясь от его важного живописного мотива.
  • Михаил Рогинский. Прощание с «Розовым забором»
    Розовый забор. Рельсы. 1963. Холст, масло
  • Михаил Рогинский. Прощание с «Розовым забором»
    Городские бани. «Регулярное посещение бани – залог здоровья, бодрости и красоты. М. Шолохов». 1996. Холст, масло
  • Михаил Рогинский. Прощание с «Розовым забором»
    «Несмотря на все он продолжает посещать выставки». 1994. Коричневая армированная бумага, масло
  • Михаил Рогинский. Прощание с «Розовым забором»
    Витрина. 1982. Бумага, дублированная на фанеру, акрил
  • Михаил Рогинский. Прощание с «Розовым забором»
    Железнодорожная платформа. 1964. Холст, масло

Выставка «Прощание с „Розовым забором“» — необычный проект для фонда. Главного экспоната — картины Михаила Рогинского «Розовый забор. Рельсы» (1963) — нет в экспозиции. Работа из собрания Инны Баженовой передана в дар Центру Помпиду и теперь будет представлять творчество художника в одном из ведущих мировых музеев, в Париже — городе, где Рогинский прожил многие годы.

В отличие от большой монографической выставки автора, инициированной фондом IN ARTIBUS и представленной в рамках 14-й Архитектурной биеннале в Венеции (2014), сегодняшний проект включает в себя принципиально иной набор произведений из частных собраний, никогда ранее не показанных публике в таком составе.

Михаил Рогинский (1931–2004) был и остается одним из самых радикальных новаторов среди московских неофициальных художников 1960-х годов. Его картины, на первый взгляд, лишены сложных подтекстов, тайн и загадок. Он изображал простые, непарадные предметы, не боясь показаться художником быта и повседневности, и «Розовый забор» — яркое тому подтверждение.

В творчестве Михаила Рогинского розовый забор — устойчивый мотив, к которому художник обращался неоднократно. Розовые заборы, комнаты и дома, не раз встречающиеся в произведениях автора, нельзя считать банальностью и абсурдной реальностью советской жизни, которую любили изображать многие неофициальные художники. Раскрашивая объекты в розовый цвет, Рогинский создавал очевидный и одновременно невозможный предмет и делал его символом бытия.

Розовый цвет Рогинского неоднозначен. Это не метафора мечтательности, не намек на взгляд сквозь розовые очки. Мироощущение художника и его творчество отнюдь не оптимистичны, они, скорее, полны меланхолии и пессимизма. Легкомысленный броский розовый в живописи Рогинского создает эффект искусственной, нарочито подкрашенной жизни.

Художник играл с цветовой метафорой, создавая в своих живописных произведениях не только театр предметов, но и своеобразный театр цвета. Он противопоставлял не белый черному, а розовый серому как символы мечты и повседневности.

Михаил Рогинский воплотил атмосферу надежды и разочарования эпохи не только в сюжетах и мотивах своих произведений, но в самих красках и материи живописи. Дома, люди, чайники, примусы, заборы, трамваи и стулья — всего лишь актеры в театре мироздания, где нет протагонистов и массовки, где каждый персонаж важен и ничтожен одновременно, а розовый в этой живописной драматургии — один из главных героев.

Куратор Анна Корндорф о выставке «Прощание с „Розовым забором“» (видео)

***

Фонд Михаила Рогинского – швейцарский публичный фонд, созданный 21 января 2014 года в Лугано вдовой художника Лианой Шелия-Рогинской и меценатом в области искусства Инной Баженовой c целью сохранения и изучения твоческого наследия художника Михаила Рогинского.

Фонд располагает коллекцией работ Михаила Рогинского, а также уникальными документальными материалами из архива.

Важной задачей Фонда является поиск и каталогизация работ Михаила Рогинского, находящихся в российских и зарубежных частных и государственных собраниях, и создание научной базы для дальнейшего изучения творчества художника. Для этих целей планируется формирование экспертного совета, в состав которого войдут хранители отделов искусства второй половины ХХ века в крупнейших российских музеях, ведущие искусствоведы, эксперты и технические специалисты.

Фонд IN ARTIBUS
Выставочное пространство фонда IN ARTIBUS расположено в пяти минутах пешком от м. Кропоткинская по адресу Пречистенская набережная, д.17 (вход с Курсового переулка)
График работы:
вторник - пятница: с 11:00 до 20:00 суббота - воскресенье: с 11:00 до 19:00
понедельник — выходной день