Михаил Рогинский. Прощание с «Розовым забором»

6 сентября в фонде IN ARTIBUS открылась персональная выставка Михаила Рогинского «Прощание с „Розовым забором“». Проект объединит более 40 произведений художника из частных собраний, позволяя по-новому посмотреть на творчество автора, отталкиваясь от его важного живописного мотива.
  • Михаил Рогинский. Прощание с «Розовым забором»
    Розовый забор. Рельсы. 1963. Холст, масло
  • Михаил Рогинский. Прощание с «Розовым забором»
    Городские бани. «Регулярное посещение бани – залог здоровья, бодрости и красоты. М. Шолохов». 1996. Холст, масло
  • Михаил Рогинский. Прощание с «Розовым забором»
    «Несмотря на все он продолжает посещать выставки». 1994. Коричневая армированная бумага, масло
  • Михаил Рогинский. Прощание с «Розовым забором»
    Витрина. 1982. Бумага, дублированная на фанеру, акрил
  • Михаил Рогинский. Прощание с «Розовым забором»
    Железнодорожная платформа. 1964. Холст, масло

Выставка «Прощание с „Розовым забором“» — необычный проект для фонда. Главного экспоната — картины Михаила Рогинского «Розовый забор. Рельсы» (1963) — нет в экспозиции. Работа из собрания Инны Баженовой передана в дар Центру Помпиду и теперь будет представлять творчество художника в одном из ведущих мировых музеев, в Париже — городе, где Рогинский прожил многие годы.

В отличие от большой монографической выставки автора, инициированной фондом IN ARTIBUS и представленной в рамках 14-й Архитектурной биеннале в Венеции (2014), сегодняшний проект включает в себя принципиально иной набор произведений из частных собраний, никогда ранее не показанных публике в таком составе.

Михаил Рогинский (1931–2004) был и остается одним из самых радикальных новаторов среди московских неофициальных художников 1960-х годов. Его картины, на первый взгляд, лишены сложных подтекстов, тайн и загадок. Он изображал простые, непарадные предметы, не боясь показаться художником быта и повседневности, и «Розовый забор» — яркое тому подтверждение.

В творчестве Михаила Рогинского розовый забор — устойчивый мотив, к которому художник обращался неоднократно. Розовые заборы, комнаты и дома, не раз встречающиеся в произведениях автора, нельзя считать банальностью и абсурдной реальностью советской жизни, которую любили изображать многие неофициальные художники. Раскрашивая объекты в розовый цвет, Рогинский создавал очевидный и одновременно невозможный предмет и делал его символом бытия.

Розовый цвет Рогинского неоднозначен. Это не метафора мечтательности, не намек на взгляд сквозь розовые очки. Мироощущение художника и его творчество отнюдь не оптимистичны, они, скорее, полны меланхолии и пессимизма. Легкомысленный броский розовый в живописи Рогинского создает эффект искусственной, нарочито подкрашенной жизни.

Художник играл с цветовой метафорой, создавая в своих живописных произведениях не только театр предметов, но и своеобразный театр цвета. Он противопоставлял не белый черному, а розовый серому как символы мечты и повседневности.

Михаил Рогинский воплотил атмосферу надежды и разочарования эпохи не только в сюжетах и мотивах своих произведений, но в самих красках и материи живописи. Дома, люди, чайники, примусы, заборы, трамваи и стулья — всего лишь актеры в театре мироздания, где нет протагонистов и массовки, где каждый персонаж важен и ничтожен одновременно, а розовый в этой живописной драматургии — один из главных героев.

Куратор Анна Корндорф о выставке «Прощание с „Розовым забором“» (видео)

***

Фонд Михаила Рогинского – швейцарский публичный фонд, созданный 21 января 2014 года в Лугано вдовой художника Лианой Шелия-Рогинской и меценатом в области искусства Инной Баженовой c целью сохранения и изучения твоческого наследия художника Михаила Рогинского.

Фонд располагает коллекцией работ Михаила Рогинского, а также уникальными документальными материалами из архива.

Важной задачей Фонда является поиск и каталогизация работ Михаила Рогинского, находящихся в российских и зарубежных частных и государственных собраниях, и создание научной базы для дальнейшего изучения творчества художника. Для этих целей планируется формирование экспертного совета, в состав которого войдут хранители отделов искусства второй половины ХХ века в крупнейших российских музеях, ведущие искусствоведы, эксперты и технические специалисты.

Фонд IN ARTIBUS
Выставочное пространство фонда IN ARTIBUS расположено в пяти минутах пешком от м. Кропоткинская по адресу Пречистенская набережная, д.17 (вход с Курсового переулка)
График работы:
вторник - пятница: с 11:00 до 20:00 суббота - воскресенье: с 11:00 до 19:00
понедельник — выходной день