Французский рисунок из собрания Инны Баженовой | In artibus Foundation

Французский рисунок из собрания Инны Баженовой

Рисунки показывают зрителю редко и ненадолго, это хрупкая и капризная техника. Постоянной экспозиции графики нет ни в одном музее. Она боится света, ей нужен особый температурный режим, особые условия экспонирования. Тем больше поводов посмотреть выставку «Французский рисунок ХVI-ХХ вв. из коллекции Инны Баженовой» в фонде In artibus, ее экспонаты, вероятнее всего, можно увидеть один раз в жизни.

Фонд продолжает серию – это третья выставка европейской графики, принадлежащей известному московскому собранию. Здесь представлено более ста работ художников разных эпох: от французского ренессанса до французского модернизма. Организаторы выставки считают экспозицию достаточно репрезентативной, чтобы у зрителя сложилось представление об истории французского искусства с ее не самой известной, графической стороны.

Открывают ряд рисунки мастеров ХVI века, близких школе Фонтенбло – той культурной точке, где, собственно, и складывалось французское искусство. Многих зрителей удивят свобода и пленэрная легкость рисунков Николя Пуссена – мэтра строгого классицизма, рядом с ним пейзаж его современника Жака Калло, известного своими гротесками, покажется связанным классическим каноном.

ХVIII век представлен известнейшими именами: Антуан Ватто, Франсуа Буше и Жан-Оноре Фрагонар в сознании зрителя неразрывно связаны с понятием «рококо». На выставке можно увидеть насколько несхожи друг с другом мощные индивидуальности этих «певцов галантного века».

Широко представлен на выставке очень важный для французского искусства ХIХ век. В разделе, посвященном романтизму, «Львиная охота» зрелого Эжена Делакруа соседствует с великолепными рисунками друга его юности, гениального Теодора Жерико, чья жизнь прервалась трагически рано. Рисунки саркастичного Оноре Домье и уравновешенного Камиля Коро, крестьянки Франсуа Милле и пейзажи примкнувших к нему барбизонцев – это середина ХIХ века, канун разразившейся вскоре «революции пленэра». Герои этой революции – импрессионисты и пост-импрессионисты также представлены на выставке. Пейзажный рисунок Клода Моне, купальщицы Эдгара Дега соседствуют с острохарактерным женским силуэтом работы Анри де Тулуз-Лотрека и тремя рисунками Жоржа Сёра, чей вклад в историю искусства не ограничился изобретением пуантилизма – живописи, в которой цвета смешиваются оптически. Сёра-рисовальщик, что известно гораздо меньшему кругу почитателей искусства, – один из самых востребованных художников своей эпохи. Его графика удивительно разнообразна, весь ряд ее возможностей: от плоскостного рисунка-знака до, так называемого, «рисунка живописца», имитирующего третье измерение, в творчестве художника представлен с одинаковым совершенством.

Череда французских модернистов включает имена художников более известных как живописцы: Пьер Боннар, Альбер Марке, Андре Дерен и тех, кто известен своими рисунками не меньше, чем живописью – Одилон Редон, Анри Матисс и, наконец, Пабло Пикассо, который представлен на выставке рисунком к знаменитейшим «Авиньонским девицам» – первой картине кубизма.

Среди особых редкостей можно отметить рисунок художницы Жанны Эбютерн, трагической возлюбленной Амедео Модильяни. Ее творческое наследие крайне невелико, а рисунок представляет собой портрет прекрасного усталого Моди, дремлющего на кровати.

Наконец, один из главных хитов выставки – «африканский» рисунок самого Модильяни «Голова анфас», побывавший недавно на крупных ретроспективах художника в Лилле (Франция) и Хельсинки (Финляндия). В Москве он экспонируется впервые.

Рисунки традиционно считаются вспомогательным продуктом творческого процесса, своего рода «кухней» художника, однако эта точка зрения постепенно перестает быть бесспорной. Фонд In artibus представляет рисунок, как самостоятельную область искусства, а также как неотъемлемую часть обширной коллекции западноевропейской живописи и графики. Выставка дает зрителю уникальную возможность «заглянуть на кухню» не только художников, но и коллекционера.

Партнеры:

The Art Exchange

The Art Exchange – платформа, объединяющая искусство, финансы и технологии для покупки и продажи объектов искусства.

ForbesClub Russia

 

Информационные партнеры:

The Art Newspaper Russia

Радио Культура

Colta

11 июля 2024 — 11 августа 2024
Излюбленная тема Разгулина – южный пейзаж: извилистые улицы, морские горизонты, крутые лестницы, белые стены, цветущие деревья. Южный пейзаж постепенно становится основным мотивом его творчества, и в нем нет монотонности, холсты Разгулина, написанные  цветом солнца, моря и ветра – это коллекция разнообразных восторгов, переработанных в живопись.
11.
07.
24
17 апреля 2024 — 30 июня 2024
Очередная весенняя выставка In artibus Foundation представляет зрителю сто двадцать полотен московского живописца Бориса Касаткина. Для художника, родившегося в 1944 году, этот год юбилейный.
17.
04.
24
21 декабря 2023 — 24 марта 2024
Фрэнсис Хаскелл – один из крупнейших британских историков искусства XX века, ученый которому мы во многом обязаны сближением этой дисциплины с социальной историей, а также пионер исследований художественного вкуса и взаимоотношений заказчиков и художников.
21.
12.
23
14 октября 2023 — 12 ноября 2023
К 100-летию Дмитрия Владимировича Сарабьянова. Выставка посвящена Дмитрию Владимировичу Сарабьянову, крупнейшему российскому искусствоведу, ученому, критику и педагогу, специалисту по истории отечественного искусства XIX–XX веков. Именно ему мы обязаны тем, что многие явления, без которых сегодня невозможно представить разговор о русском искусстве – авангард, эпоха модерна, русско-европейские связи – впервые стали достоянием отечественной и мировой науки.
14.
10.
23