ГИМН «ТИХОЙ ЖИЗНИ» ИВАНА ХРУЦКОГО | In artibus Foundation

ГИМН «ТИХОЙ ЖИЗНИ» ИВАНА ХРУЦКОГО

КУПИТЬ БИЛЕТ

20 декабря 2024 г. — 30 марта 2025 г.

Кураторы: Анна Корндорф, Сергей Кузнецов

С 20 декабря 2024 года по 30 марта 2025 года в фонде IN ARTIBUS пройдет выставка «Гимн «тихой жизни» Ивана Хруцкого». Это будет первая ретроспектива художника такого масштаба, включающая произведения из более чем 15 российских музеев и собрания Национального музея республики Беларусь в Минске. Однако такой охват участников вовсе не означает, что в залах на Пречистенской набережной можно будет увидеть множество картин. Дело в том, что творческое наследие знаменитого мастера натюрморта Ивана Фомича Хруцкого довольно широко рассеяно на всем пространстве бывшей Российской империи от Кракова до Красноярска, и от Петербурга до Еревана, а также в личных коллекциях, находящихся, в том числе в Польше, Германии, Чехии, США и Великобритании. Лишь несколько музейных коллекций – прежде всего в Национальном музее Беларуси, в Русском музее, в Третьяковской галерее и в Национальном музее в Варшаве располагают более или менее обширными подборками работ этого замечательного мастера, все наследие которого на сегодняшний день не насчитывает и сотни работ. И только в Минске можно в полной мере увидеть их в постоянной экспозиции. Эта «незаметность» Хруцкого для российского зрителя во многом объясняется особенностями биографии художника, в которой до сих пор немало пробелов.

Сын священника-униата, шляхтича, появившийся на свет в местечке Улла (ныне Витебская область) Ян Хруцкий получил католическое воспитание в Полоцком высшем пиарском (то есть принадлежавшем католическому монашеского ордену пиаристов) училище и был художественно образован еще до приезда в Петербург. Юноша считал себя специалистом в жанре пейзажа и, отправляясь в Российскую столицу, по собственному мнению, нуждался лишь в незначительной огранке своего мастерства, и куда более в квалификационном документе Академии Художеств.

В 1827, или 1829 года, Ян Хруцкий прибыл в столицу Российской империи, где провел, с некоторым перерывом, примерно пятнадцать лет. Здесь он стал именоваться Иваном Фомичом, стажировался (а не учился) в Академии, проводил многие часы в Эрмитаже, копируя голландские и фламандские полотна императорской коллекции. Хруцкий много участвовал в академических выставках, неоднократно получал медали, а в 1839 году стал академиком. Картины художника хвалила пресса, были у него и частные заказчики и поклонники. За эти годы творчество Хруцкого стало несомненным достоянием не только польской, белорусской и литовской, но и российской культуры. Однако в 1844 году художник окончательно вернулся на территорию Белой Руси, работал с архиепископом Семашко в Вильно над его многочисленными церковными и частными заказами, а в 1854 году, после примерно восьмилетнего служения, отправился постоянно жить в своем имении Захарничи близ Полоцка и практически оставил занятия живописью.

На выставке будет представлено более 25 произведений Хруцкого разных жанров, позволяющих охватить все сферы его интересов, кроме религиозной живописи. В силу исторических обстоятельств несмотря на то, что религиозные заказы составляли чуть ли не основную сферу деятельности художника, из примерно ста сохранившихся и рассеянных сегодня по всему миру произведений Хруцкого, известна лишь пара композиций, созданных для церкви.

Портретное творчество Хруцкого будет представлено несколькими полотнами разных лет, среди которых как официальные парадные, так и интимные композиции, связанные с семейным кругом художника. Так одной из жемчужин экспозиции будет впервые демонстрируемый публике портрет неизвестного из ГИМа.

Специально к выставке фонд IN ARTIBUS и лично Инна Баженова оплатили реставрацию «Портрета детей» Хруцкого из Курской картинной галерея им. А.Дейнеки.

Но, конечно, будут в экспозиции и ставшие визитной карточкой художника натюрморты. К числу самых большеформатных композиций художника можно отнести роскошную «Овощную лавку», единственное его произведение, приобретенное Академией художеств для своего собрания. Работы более камерного и характерного для Хруцкого формата

— многочисленные цветочные композиции. В том числе две вариации его самого знаменитого «Натюрморта со свечой (лорнетом)» 1839 года, написанного художником восемь раз и принесшего ему славу «Айвазовского цветов и плодов». Долгое время художнику не хватало отличительного предмета – вещи, которая была бы присуща только его работам. Он нашел его в фаянсовом кувшине завода С. Я. Поскочина, который изобразил в целом ряде композиций и который не только на полотнах, но и собственной персоной предстанет в фонде Ин Артибус. Кувшин из собрания Литературно-художественного музея-усадьбы «Приютино».

Получит на выставке разнообразное отражение и любимый публикой жанр «девушек с корзиной» и тихие «домашние» интерьеры усадьбы художника и даже пейзаж. Он будет представлен альбомом литографированных видов Вильно и его окрестностей, два из которых исполнены по живописным оригиналам Хруцкого.

В выставке участвуют:

Третьяковская галерея

Государственный художественный музей республики Беларусь

Государственный Исторический Музей

Саратовский художественный музей им А.Радищева

Музей Академии художеств

Волгоградский художественный музей

Екатеринбургский художественный музей

Красноярский художественный музей

Курская картинная галерея им. А.Дейнеки

Таганрогская картинная галерея

Тульский художественный музей

Литературный музей ИРЛИ «Пушкинский Дом»

Вятский художественный музей

Русский центр искусства. Калининград

Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области «Музейное агентство»

а также другие музеи и частные коллекционеры.

Цитата: «мастер так прекрасно, так обманчиво для глаз раскинул своею мастерскою кистью целые букеты, корзины цветов и плодов. Тут есть даже стаканы с водой для запивания фруктов, как делают люди хорошего тона, и есть ножи для резания фруктов, как делают люди, не умеющие их есть. Тут  … есть жизнь своего рода, жизнь растительная, одушевление аппетитное, и учреди только, как Хруцкий, магнетическое соотношение между желудком зрителя и сюжетом картины, тщательно выбранным во фруктовой лавке, так всегда выйдет чтонибудь изящное».[1]

[1] Библиотека для чтения. 1839. Т. 37. С.48-49.

27 сентября 2024 — 01 декабря 2024
 Рисунки Вейсберга в коллекции Инны Баженовой представлены периодами с начала 60-х по 80-е и всеми четырьмя жанрами: портрет, обнаженная, пейзаж, натюрморт. Экспозиция состоит из новых поступлений в коллекцию Инны Баженовой, работы приобретены в течение двух последних лет.
27.
09.
24
11 июля 2024 — 11 августа 2024
Излюбленная тема Разгулина – южный пейзаж: извилистые улицы, морские горизонты, крутые лестницы, белые стены, цветущие деревья. Южный пейзаж постепенно становится основным мотивом его творчества, и в нем нет монотонности, холсты Разгулина, написанные  цветом солнца, моря и ветра – это коллекция разнообразных восторгов, переработанных в живопись.
11.
07.
24
17 апреля 2024 — 30 июня 2024
Очередная весенняя выставка In artibus Foundation представляет зрителю сто двадцать полотен московского живописца Бориса Касаткина. Для художника, родившегося в 1944 году, этот год юбилейный.
17.
04.
24
21 декабря 2023 — 24 марта 2024
Фрэнсис Хаскелл – один из крупнейших британских историков искусства XX века, ученый которому мы во многом обязаны сближением этой дисциплины с социальной историей, а также пионер исследований художественного вкуса и взаимоотношений заказчиков и художников.
21.
12.
23