Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова | In artibus Foundation

Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова

C 28 апреля по 30 июля в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева и фонде In artibus открыт масштабный двухчастный проект «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова», посвященный 280-летию со дня рождения великого русского архитектора.

Более 140 произведений, включающих графику, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, исторические артефакты и видео, предстанут перед зрителями на обеих площадках и условно разделят экспозицию на семь частей. Работы великого зодчего на выставке будут дополнены произведениями таких знаменитых архитекторов и художников, как Матвей Казаков, Джакомо Кваренги, Джованни Баттиста Пиранези, Рембрандт Харменс ван Рейн и др.

В Музее архитектуры выставочный проект займет шесть залов главной анфилады параллельно с двумя залами постоянной экспозиции, где представлена модель Большого Кремлевского дворца, созданная Баженовым в 70-е годы XVIII века.

Первым зрителя встречает раздел «Пропилеи». В нем раскрывается веер возможных вариантов интерпретации темы «готический вкус» в век Просвещения. Интерьер готического собора (картина Эмануэля де Витте) будет соседствовать с рембрандтовским видом старого Амстердама, который, в свою очередь, рифмуется с панорамами древнерусских городов. В этом же разделе вводится сюжет о театре (театральная декорация Василия Баженова периода парижского ученичества), о парафразе рыцарских турниров — великосветских каруселях, а также тема готической меланхолии в культе руин на гравюрах Пиранези.

По логике движения зритель продолжает знакомиться с «готическим вкусом» в разделе «Резиденция». Его залы станут словно изнаночной стороной кремлевской утопии. Зритель увидит дворцы, спроектированные Василием Баженовым и Матвеем Казаковым именно в «готическом вкусе», включая элементы ренессансных, маньеристических и палладианских планировочных схем. В центре внимания — созданная Баженовым панорама резиденции Царицыно (1776). Некоторые редкие листы московской архитектурной школы времени классицизма демонстрируются впервые. Они знакомят с тем, как конкретные мотивы древнерусской архитектуры Кремля интерпретировались в новых светских постройках. В этом же разделе представлены обмерные чертежи Царицына, филигранно выполненные советскими архитекторами 1950-х годов.

Завершает анфиладу раздел «Храм». Его экспонаты — уникальные свидетельства поиска образа идеальной церкви в культуре века Просвещения.

В Фонде In artibus зрителя встречает раздел «Русское готическое». Пространство фонда преобразится в площадь, центром которой станут соборы Кремля и колокольня «Иван Великий» из модели Большого Кремлевского дворца Василия Баженова. Экспонаты вокруг образуют подобие панорамы. Поскольку понятие «готическое» было подвижно, то при изображении древнерусских царей, князей и героев художники ориентировались на каноны театра.

Театральная культура, риторика сцены, метафоры, символы становятся частью экспозиции в Фонде In artibus. В перспективных коридорах зала при входе мы видим два портрета: Василия Баженова в кругу семьи (1780-е) и Екатерины II во время коронации в Успенском соборе Кремля 22 сентября 1762 года (1777). И та и другая композиции вписываются в панегирическую театральную традицию. Выстраивается диалог двух героев просвещенного спектакля в «готическом вкусе». Указующий на планы своих творений зодчий Баженов обращен к императрице Екатерине. На большой картине она принимает монарший венец в сердце «готической России» — Успенском соборе Кремля. При этом сама церемония, архитектура собора корректируются Торелли под влиянием именно театральных сюжетов XVIII века. Так вводятся два раздела, «Императрица» и «Архитектор».

Театральная символика определяет и завершающий экспозицию раздел «Турнир». Гравюры и скульптуры XVIII — первой половины XIX века воскрешают образ императорских праздников, ставших популярными в эпоху Екатерины II, конных каруселей. Их прототипом были рыцарские турниры «готических времен». В век Просвещения карусели становились зеркалом, в котором культура стремилась лицезреть свое парадное отражение.

В экспозициях обеих площадок представлены произведения из собраний Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева, фонда In artibus, Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, Государственного музея-заповедника «Царицыно», Музея-заповедника «Дмитровский кремль», Российской государственной библиотеки и из частных коллекций.

К открытию проекта будет подготовлен каталог на русском и английском языках. В рамках выставки пройдет насыщенная образовательная программа, включающая круглый стол, лекции, экскурсии, кинопоказы и многое другое.

17 апреля 2024 — 30 июня 2024
Очередная весенняя выставка In artibus Foundation представляет зрителю сто двадцать полотен московского живописца Бориса Касаткина. Для художника, родившегося в 1944 году, этот год юбилейный.
17.
04.
24
21 декабря 2023 — 24 марта 2024
Фрэнсис Хаскелл – один из крупнейших британских историков искусства XX века, ученый которому мы во многом обязаны сближением этой дисциплины с социальной историей, а также пионер исследований художественного вкуса и взаимоотношений заказчиков и художников.
21.
12.
23
14 октября 2023 — 12 ноября 2023
К 100-летию Дмитрия Владимировича Сарабьянова. Выставка посвящена Дмитрию Владимировичу Сарабьянову, крупнейшему российскому искусствоведу, ученому, критику и педагогу, специалисту по истории отечественного искусства XIX–XX веков. Именно ему мы обязаны тем, что многие явления, без которых сегодня невозможно представить разговор о русском искусстве – авангард, эпоха модерна, русско-европейские связи – впервые стали достоянием отечественной и мировой науки.
14.
10.
23
21 июня 2023 — 24 сентября 2023
In artibus Foundation представляет выставку портретной живописи «Как живые!», в составе которой произведения отечественных художников разных эпох  – с XVIII века до наших дней.
21.
06.
23