6 сентября в фонде In artibus открылась персональная выставка Михаила Рогинского «Прощание с „Розовым забором“». Проект объединит более 40 произведений художника из частных собраний, позволяя по-новому посмотреть на творчество автора, отталкиваясь от его важного живописного мотива.
Выставка «Прощание с „Розовым забором“» — необычный проект для фонда. Главного экспоната — картины Михаила Рогинского «Розовый забор. Рельсы» (1963) — нет в экспозиции. Работа из собрания Инны Баженовой передана в дар Центру Помпиду и теперь будет представлять творчество художника в одном из ведущих мировых музеев, в Париже — городе, где Рогинский прожил многие годы.
В отличие от большой монографической выставки автора, инициированной фондом In artibus и представленной в рамках 14-й Архитектурной биеннале в Венеции (2014), сегодняшний проект включает в себя принципиально иной набор произведений из частных собраний, никогда ранее не показанных публике в таком составе.
Михаил Рогинский (1931–2004) был и остается одним из самых радикальных новаторов среди московских неофициальных художников 1960-х годов. Его картины, на первый взгляд, лишены сложных подтекстов, тайн и загадок. Он изображал простые, непарадные предметы, не боясь показаться художником быта и повседневности, и «Розовый забор» — яркое тому подтверждение.
В творчестве Михаила Рогинского розовый забор — устойчивый мотив, к которому художник обращался неоднократно. Розовые заборы, комнаты и дома, не раз встречающиеся в произведениях автора, нельзя считать банальностью и абсурдной реальностью советской жизни, которую любили изображать многие неофициальные художники. Раскрашивая объекты в розовый цвет, Рогинский создавал очевидный и одновременно невозможный предмет и делал его символом бытия.
Розовый цвет Рогинского неоднозначен. Это не метафора мечтательности, не намек на взгляд сквозь розовые очки. Мироощущение художника и его творчество отнюдь не оптимистичны, они, скорее, полны меланхолии и пессимизма. Легкомысленный броский розовый в живописи Рогинского создает эффект искусственной, нарочито подкрашенной жизни.
Художник играл с цветовой метафорой, создавая в своих живописных произведениях не только театр предметов, но и своеобразный театр цвета. Он противопоставлял не белый черному, а розовый серому как символы мечты и повседневности.
Михаил Рогинский воплотил атмосферу надежды и разочарования эпохи не только в сюжетах и мотивах своих произведений, но в самих красках и материи живописи. Дома, люди, чайники, примусы, заборы, трамваи и стулья — всего лишь актеры в театре мироздания, где нет протагонистов и массовки, где каждый персонаж важен и ничтожен одновременно, а розовый в этой живописной драматургии — один из главных героев.
Куратор Анна Корндорф о выставке «Прощание с „Розовым забором“» (видео)
***
Фонд Михаила Рогинского – швейцарский публичный фонд, созданный 21 января 2014 года в Лугано вдовой художника Лианой Шелия-Рогинской и меценатом в области искусства Инной Баженовой c целью сохранения и изучения твоческого наследия художника Михаила Рогинского.
Фонд располагает коллекцией работ Михаила Рогинского, а также уникальными документальными материалами из архива.
Важной задачей Фонда является поиск и каталогизация работ Михаила Рогинского, находящихся в российских и зарубежных частных и государственных собраниях, и создание научной базы для дальнейшего изучения творчества художника. Для этих целей планируется формирование экспертного совета, в состав которого войдут хранители отделов искусства второй половины ХХ века в крупнейших российских музеях, ведущие искусствоведы, эксперты и технические специалисты.