Ничего, кроме гармонии. Владимир Вейсберг из коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина и Инны Баженовой | In artibus Foundation

Ничего, кроме гармонии. Владимир Вейсберг из коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина и Инны Баженовой

«Если бы наше зрение было совершенным, мы бы не различали больше предметов, мы бы не видели ничего, кроме гармонии».
(«Владимир Вейсберг. 20 высказываний». Записаны и опубликованы Ксенией Муратовой.)

Видео о том, как мы готовили эту выставку, вы можете посмотреть на нашем канале на YouTube: нажмите здесь.

 

Фонд In artibus и ГМИИ им. А.С. Пушкина объединяют две большие русские коллекции Владимира Вейсберга – музейную и частную – и открывают монографическую выставку одного из самых выдающихся российских живописцев XX века. Более ста произведений художника представляют все периоды его творчества от 40-х до 80-х годов.

Владимир Вейсберг (1924-1985) – выдающийся художник и теоретик, ключевая фигура русского искусства второй половины ХХ века. Его творчество не вписывается ни в рамки официального искусства, ни в круг нонконформистской деятельности. Вейсберг – художник традиции, работавший по строгим правилам классической живописи и видевший своей целью постижение ее законов.

В ГМИИ хранится более 140 произведений Владимира Вейсберга: это самая полная в России коллекция. Ее основой стал щедрый дар, сделанный вдовой художника, Галиной Михайловной Ерминой в 1997 году: было подарено 57 картин, акварелей и рисунков. С этого времени сотрудниками музея ведется постоянная работа по исследованию и популяризации творческого и теоретического наследия художника. Важным этапом стала изданная в 2018 году монография «От цвета к свету» Анны Чудецкой, хранителя собрания В.Вейсберга в Отделе личных коллекций.

Долгие годы в постоянной экспозиции Музея личных коллекций был открыт зал Вейсберга, однако в настоящее время все работы находятся в фондах музея. Цель настоящей выставки – способствовать тому, чтобы творчество Вейсберга непрерывно оставалось на виду специалистов и широкой аудитории.

Более сорока произведений – моноколлекция Владимира Вейсберга – специальный акцент собрания европейской живописи Инны Баженовой. Работа с наследием Вейсберга – выставки, конференции, издание каталогов и монографии позволяет назвать Инну Баженову знатоком творчества художника. В 2009 году при поддержке Инны Баженовой вышла в свет первая монография о творчестве художника, написанная Еленой Хлопиной «Влюбленный в классическое искусство. Живопись В.Г. Вейсберга в традиции колоризма».

В 2014 году некоммерческий Фонд In artibus открылся выставкой «Владимир Вейсберг. Влюбленный в классическое искусство», на которой были представлены работы из частных коллекций и произведения из Государственной Третьяковской галереи и региональных российских музеев.

ГМИИ им. А.С. Пушкина предоставил на выставку более 60 произведений. Никогда еще произведения Вейсберга в таком значительном количестве не покидали фондов музея. Живопись и графика Вейсберга будут выставлены в пространстве на Пречистенской набережной в течение шести месяцев. Это будет самая продолжительная выставка Вейсберга за всю историю экспонирования его произведений. В течение полугода будут выставлены более 50 живописных произведений, а графическая часть выставки будет состоять из двух блоков: первый – музейный, из ГМИИ им. А.С. Пушкина (февраль-апрель), второй – из коллекции Инны Баженовой (май-июль).

В число живописных произведений, представленных на выставке, войдут работы от самых ранних – сороковых годов, до последней работы мастера «Венера и геометрия» (1984) которая осталась на мольберте незаконченной.

Зрители вновь увидят один из редчайших пейзажей Вейсберга «Куст» (1947), ранние натюрморты – от «машковской» «Снеди» до иллюзионистических «Хлебов» (1950), знаменитый двойной портрет «Семья Щегловых» (1958); яркие женские образы рубежа 1950-60х; знаковые работы 1960-х – времени перехода от цвета к белому, а также – все многообразие периода «белого на белом» (1970-80-е).

27 сентября 2024 — 01 декабря 2024
 Рисунки Вейсберга в коллекции Инны Баженовой представлены периодами с начала 60-х по 80-е и всеми четырьмя жанрами: портрет, обнаженная, пейзаж, натюрморт. Экспозиция состоит из новых поступлений в коллекцию Инны Баженовой, работы приобретены в течение двух последних лет.
27.
09.
24
11 июля 2024 — 11 августа 2024
Излюбленная тема Разгулина – южный пейзаж: извилистые улицы, морские горизонты, крутые лестницы, белые стены, цветущие деревья. Южный пейзаж постепенно становится основным мотивом его творчества, и в нем нет монотонности, холсты Разгулина, написанные  цветом солнца, моря и ветра – это коллекция разнообразных восторгов, переработанных в живопись.
11.
07.
24
17 апреля 2024 — 30 июня 2024
Очередная весенняя выставка In artibus Foundation представляет зрителю сто двадцать полотен московского живописца Бориса Касаткина. Для художника, родившегося в 1944 году, этот год юбилейный.
17.
04.
24
21 декабря 2023 — 24 марта 2024
Фрэнсис Хаскелл – один из крупнейших британских историков искусства XX века, ученый которому мы во многом обязаны сближением этой дисциплины с социальной историей, а также пионер исследований художественного вкуса и взаимоотношений заказчиков и художников.
21.
12.
23