Новая выставка в фонде In artibus представит зрителям 80 работ Николая Ромадина, среди которых есть не только эталонные для его творчества детализированные лесные пейзажи, воспевающие дремучую мощь русской природы («Река Царевна», «Керженец» и другие), но и более ранние работы 1930-х годов, близкие к живописной эстетике модернизма.
Николай Михайлович Ромадин (1903–1987) — художник счастливой творческой судьбы. Современник Александра Дейнеки и Юрия Пименова, Андрея Гончарова и Георгия Нисского, студент Вхутемаса, ученик Древина и Фалька — он прожил долгую жизнь, получил все награды и заслужил все звания, предусмотренные для советских художников. Академик и Народный художник СССР, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, лауреат Государственной и Ленинской премий, художник, при жизни которого его работы закупались крупнейшими музеями России, не отличался особенной склонностью к компромиссу — просто творческие пристрастия и темперамент Ромадина счастливо совпадали с официальными идеологическими установками советской власти на патриотизм.
Художник обращает на себя внимание в 1938 году, когда Игорь Грабарь, председатель закупочной комиссии МОССХа, во время обхода мастерских на Масловке говорит (по словам самого Ромадина): «Мы являемся свидетелями рождения русского художника, все купить!». В это же время происходит судьбоносная для Ромадина его встреча с Михаилом Нестеровым, после которой художник записывает в своем дневнике: «Я русский и должен посвятить себя России, а не аморфному человечеству». В 1946 году за серию пейзажей «Волга — русская река» Ромадин получает Сталинскую премию второй степени и удостаивается негласного звания — мастер русского эпического пейзажа.
Николай Ромадин родился в Самаре в семье железнодорожного служащего. В 1922 году он окончил Самарский художественный техникум, а с 1923 начал учиться в Москве во Вхутемасе. Со своим первым преподавателем Александром Древиным Ромадин расстался довольно быстро, но у следующего — Роберта Фалька — был любимым студентом. В 1929 году два пейзажа Ромадина-выпускника приобретает Государственная Третьяковская галерея.
Со времени знакомства с Михаилом Нестеровым Ромадин всю жизнь находился под его сильным — религиозно-патриотическим — моральным влиянием. За свою творческую жизнь он написал множество пейзажей, в основном средней полосы России.
Единственная сохранившаяся работа Ромадина в жанре советской тематической картины — «Вечеринка. Рассказ летчика» (1939) — также будет представлена на выставке, все остальные произведения такого рода были уничтожены художником собственноручно на рубеже 30-40-х годов. Никогда ранее не экспонировались и несколько экспрессивных, ярко-экспериментальных работ.