14 апреля 2016 года в фонде In artibus открылась выставка «Поздний Машков» — третья из серии «Московская школа». Ее организаторы сделали акцент на последнем двадцатилетии — зрелом периоде творчества художника. «Поздний» Машков в настоящее время недооценен искусствоведами и критиками, пребывая в тени себя — «бубнововалетовского». Он не очень популярен и у современной публики: возможности познакомиться с поздним периодом Машкова сейчас, к сожалению, не предоставляет ни одна из постоянных экспозиций. Подобная ситуация художнику не в новинку — вплоть до 1970-х его творчество рассматривалось в противоположном ракурсе — эпоха «Бубнового валета» представлялась подготовкой Машкова к подвигам соцреализма, которых он, к слову, так и не совершил.
Наиболее ранние работы на выставке — «Натюрморт с веером» (1922), «Крымские фрукты и магнолия» (1923), «Портрет М.И. Машковой» (1923) (все из коллекции Государственного Русского музея) — экспонировались на рубежной «Выставке картин» (1923), знаменовавшей поворот художников «Бубнового валета», находящихся в зените славы, от радикального модернизма — к классике. В залах фонда зрители увидят также знаменитое полотно Машкова «Снедь московская. Хлебы» (1924), последнее время отсутствующее в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
Наряду с хрестоматийными работами в состав экспозиции включены малоизвестные работы художника. Настоящим открытием станет еще недавно считавшаяся утраченной «Девушка с подсолнухами» из московской частной коллекции — один из трех программных «портретов в пейзаже», созданных в 1930 году, когда художник, не пожелавший участвовать в столичной борьбе за место под солнцем, объявил, что хочет «стать на 100% к производству, то есть к мольберту» и удалился работать в станицу Михайловская. Выставка предоставляет возможность впервые за 85 лет увидеть вместе все три работы; две из них — «Колхозница с тыквами» и «Девушка на табачной плантации» — принадлежат Волгоградскому художественному музею им. И.И. Машкова.
Основная часть экспозиции — классические «музейные» натюрморты (1920-30-е) и камерные работы последнего, «абрамцевского периода» (1930-40-е); всего — около сорока работ Ильи Ивановича Машкова из частных собраний и государственных музеев (среди них, кроме упомянутых: Пермская и Вологодская художественные галереи, Калужский и Брянский художественные музеи и др.)
На выставке запланировано виртуальное присутствие живописного ансамбля Машкова, пребывающего ныне в своеобразном статусе «неведомого шедевра». Шесть грандиозных панно для банкетного зала гостиницы «Москва» (1937-1938) в настоящее время недоступны для осмотра: переданные в Государственный музей архитектуры, они нуждаются в реставрации и подходящих экспозиционных площадях. Специальная часть экспозиции — восемь эскизов к ансамблю гостиницы «Москва» (1937) из частной коллекции.
Организаторы выставки представляют себе Машкова не столько темпераментным революционером и новатором, сколько уверенным в себе классиком европейской живописи, родоначальником русской колористической традиции, выдающимся педагогом и художником, посвятившим себя исключительно искусству, и полагают, что творчество Машкова представляет интерес во всей своей полноте.
Поскольку ценность разных периодов — величина не постоянная и зависит от требований времени, In artibus предлагает обратить внимание на то, что составляет основу творчества Машкова на всем его протяжении: вопросы цвета, композиции, мастерства и взаимосвязей с мировым искусством — фундаментальные проблемы живописи.