Влюбленный в классическое искусство. Живопись и графика Владимира Вейсберга из российских музеев и частных собраний

Организатор: фонд In artibus
При содействии:
Государственной Третьяковской Галереи, Москва
Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
Вологодской областной картинной галереи, Вологда
Ивановского областного художественного музея, Иваново
Пермской государственной художественной галереи, Пермь
Чувашского государственного художественного музея, Чебоксары
Государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль», Ростов
Саратовского Государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, Саратов

В составе экспозиции восемьдесят восемь работ Владимира Вейсберга: живопись, рисунки и акварели – работы всех периодов. Большинство из них московские зрители увидят впервые. Никогда не экспонировалась одна из самых ранних живописных работ– «Аэростат в сумерках» (1944, частная коллекция), непривычным покажется портрет «Женщина перед зеркалом» (1956, частная коллекция), написанный практически в традициях бубнововалетовских «пугачей», а хрестоматийные «Апельсины в черных бумажках на черном столе» (1961, частная коллекция), в последний раз были на выставке в 1962 году, в Манеже, когда Хрущев расправлялся с нон-конформистами. Впервые экспонируются и некоторые музейные вещи.
Основное внимание организаторов выставки сконцентрировано на «белом» периоде художника: 1970-1980-е. К началу семидесятых окончательно формируются жанры его творчества, и иконография становится узнаваемой: натюрморт из белых предметов, портрет, обнаженная — тающие контуры объектов в самодостаточном пространстве, «очищенном» от всего лишнего.
За последние тридцать лет в Москве прошли четыре выставки художника, если не считать групповых и тематических, в его библиографии: музейные каталоги, монография и публикации в периодической печати — такой спокойный способ существования присущ, как правило, признанным мастерам, но это не повод «закрывать тему».
В контексте отечественного искусства Вейсберг стоит особняком, не вписываясь в рамки профанированного официального искусства, и находя очень мало точек соприкосновения с творчеством коллег-нонконформистов.«Общего у меня с современниками – только стена» — говорил художник, во время подготовки одной из выставок МОСХ.Его, колориста по преимуществу, отталкивало движение искусства к упрощению в сторону знака, какую бы нагрузку он ни нес – смысловую, символическую или эстетическую.
Сложность восприятия живописи Вейсберга породила вокруг художника ряд упрощающих, «сигнальных» определений – «московский метафизик», «русский Моранди», «белое на белом». Все они касаются внешних сторон его творчества и, называя, не призваны ничего объяснять. Истина ближе: Владимир Вейсберг – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной программой было постижение ее законов. Связь с искусством знаменитых старших современников – Моранди, Джакометти или Николсона оборачивается у Вейсберга демонстрацией его широчайшего живописного диапазона на примере иконографии современного искусства. Его знаменитый «белый» – это следствие головокружительного усложнения цветовых отношений. Единственным манифестом Вейберга, живописца по призванию, темпераменту и образу жизни, стали его слова: «Я изучаю палитру».
Живопись Вейсберга – тот случай, когда информация о картине, будь то описание или репродукция, не в состоянии дать верного представления о предмете, его надо видеть своими глазами. Поэтому так важна каждая выставка.Пространство In artibus (архитектор Евгений Асс), предназначено для экспонирования искусства именно такого рода. Светлый зал с частым рядом высоких окон – идеальная среда для адекватного восприятия живописи, которая, как известно, создается при дневном свете.
На открытии будет представлена монография Елены Хлопиной «Влюбленный в классическое искусство. Живопись В.Г.Вейсберга в традиции колоризма», давшая название выставке. В этом издании, осуществленном в 2009 году инициаторами фонда In artibus опубликованы в том числе: теоретическая таблица Вейсберга «Классификация основных видов колористического восприятия», интервью с художником и каталог-резоне его работ.
Консультант выставки – московский художник Борис Касаткин. Постоянное общение с Вейсбергом (с 1966 по 1985) и беспрецедентно внимательный анализ его творчества способствовали тому, что Касаткин на сегодняшний день, по мнению кураторов выставки, –компетентный исследователь живописной системы мастера инаиболее достоверный источник биографической информации.

Кураторы выставки: Елена Руденко, Елена Хлопина
Руководитель проекта: Екатерина Кондранина
Консультант: Борис Касаткин

15 сентября 2022 — 30 октября 2022
Первая выставка сезона в In artibus foundation посвящена графике Владимира Вейсберга. Это третья выставка художника в пространстве фонда. Две другие, в 2014-м и в 2018-м годах представляли преимущественно живопись мастера и проводились совместно с государственными музеями (Третьяковской галереей, Русским музеем, ГМИИ им. А.С.Пушкина и рядом региональных). На сей раз в составе выставки сорок рисунков Вейсберга разных лет – с 1960-х по 1980-е, а также несколько классических акварелей мастера из собрания московского коллекционера Инны Баженовой.
15.
09.
22
28 июня 2022 — 31 июля 2022
«Летняя выставка» – новая экспозиция фонда In artibus, представляющая более шестидесяти живописных и графических произведений из частных коллекций, объединенных единственной, но разносторонней темой – лето.
28.
06.
22
15 апреля 2022 — 10 июня 2022
На новой выставке в фонде In artibus представлено более ста произведений московского художника Сергея Жаворонкова.
15.
04.
22
11 декабря 2021 — 10 апреля 2022
Рисунки показывают зрителю редко и ненадолго, это хрупкая и капризная техника. Постоянной экспозиции графики нет ни в одном музее.
11.
12.
21