«Я хотел работать в манере Калло» | In artibus Foundation

«Я хотел работать в манере Калло»

«Никакой другой мастер не сравнится с Калло в умении втиснуть в самые узкие пределы столь несметное изобилие явлений, кои с удивительной ясностью предстают нашему взору, соположенные друг с другом и неотделимые друг от друга, так что каждая единичность, себе довлея, вместе с тем встраивается и в совокупность».
Э.-Т.-А.Гофман. «Жак Калло» (1814)

В основе очередной выставки In artibus – гравюры Жака Калло (1592/93–1635). Семьдесят офортов, до недавнего времени принадлежащих Венской «Альбертине», и один рисунок прославленного французского мастера предоставили фонду московские коллекционеры.

Исключительная точность графического таланта Калло, предельная художественная честность и, как ее следствие, убедительность визуальных образов позволила его творчеству стать не только зеркалом времени, через которое мы во многом воспринимаем современную ему эпоху – переломную в истории Европы, но и источником, питательной средой для многих поколений художников литераторов, музыкантов. Несмотря на то, что ядро экспозиции составляют произведения прославленного мастера, занимающего одну из самых почетных ниш в истории искусства, характер выставки не академичен. Ее подзаголовок  – «каприччио», отсылает к наиболее свободному жанру искусства Нового времени, имеющему одинаковую трактовку, как в музыке, так в живописи и графике.

Жак Калло – заглавный, но не единственный герой выставки. Помимо гравюр из знаменитых серий Balli di Sfessania (1621),  «Большие бедствия войны» (1633), «Большие страсти» (1618) и «Малые страсти» (1624), визуальный ряд дополнят работы других художников – как тех, чьими пластическими находками мог вдохновляться французский график, так и тех, на чье видение искусства повлияла «манера Калло». На выставке будут представлены графические работы Йооса де МомпераРембрандтаДж.-Б. ПиранезиЖ.-Л. ДавидаТеодора ЖерикоОноре Домье.

Второй равноправный участник экспозиции – писатель и композитор Э.-Т.-А. Гофман, чьи слова из эссе «Жак Калло» (1814) вынесены в название выставки. Тексты и музыка Гофмана здесь призваны служить не обратной «иллюстрацией» графики Калло, разъясняющей искусство, понятное без слов, но ее своеобразными звуковыми и литературными эквивалентами. Гофман также предстанет в окружении литературных собратьев – от своих современников до писателей ХХ века.

Выбор культурного среза, представленного на выставке, достаточно произволен. Неожиданное сопоставление разных авторов, эпох и видов искусства может вызвать как плодотворный поворот мысли зрителя, так и его раздражение. Организаторы не стремятся преподавать и назидать, они делают попытку материализовать в игровой форме внутренний лейтмотив искусства французского мастера — привести к гармоническому сосуществованию разнородные начала. Предвидя упреки в спорности некоторых трактовок, они могут только повторить вслед за Гофманом: «Я хотел работать в манере Калло».

27 сентября 2024 — 01 декабря 2024
 Рисунки Вейсберга в коллекции Инны Баженовой представлены периодами с начала 60-х по 80-е и всеми четырьмя жанрами: портрет, обнаженная, пейзаж, натюрморт. Экспозиция состоит из новых поступлений в коллекцию Инны Баженовой, работы приобретены в течение двух последних лет.
27.
09.
24
11 июля 2024 — 11 августа 2024
Излюбленная тема Разгулина – южный пейзаж: извилистые улицы, морские горизонты, крутые лестницы, белые стены, цветущие деревья. Южный пейзаж постепенно становится основным мотивом его творчества, и в нем нет монотонности, холсты Разгулина, написанные  цветом солнца, моря и ветра – это коллекция разнообразных восторгов, переработанных в живопись.
11.
07.
24
17 апреля 2024 — 30 июня 2024
Очередная весенняя выставка In artibus Foundation представляет зрителю сто двадцать полотен московского живописца Бориса Касаткина. Для художника, родившегося в 1944 году, этот год юбилейный.
17.
04.
24
21 декабря 2023 — 24 марта 2024
Фрэнсис Хаскелл – один из крупнейших британских историков искусства XX века, ученый которому мы во многом обязаны сближением этой дисциплины с социальной историей, а также пионер исследований художественного вкуса и взаимоотношений заказчиков и художников.
21.
12.
23